История Таиланда

Тайланд называют страной улыбок. Хотя философия буддизма учит, что жизнь - это страдание, а выход только в углубленном размышлении и познании, здесь не забывают радоваться жизни. Жители Таиланда повторяют как жизненный девиз слово "санук", которое можно перевести так: "получить удовольствие", "всласть повеселиться", но вообще-то это стиль "жизни с улыбкой", освоить который стремится каждый. Наверное, поэтому их улыбки выглядят действительно не формально, и не лицемерно.

Таиланд - земля Будды, и буддизм здесь государственная религия. 95 процентов населения исповедуют его южный вариант, остальные 5% состоят из мусульман, христиан и последователей Конфуция. Наглядное свидетельство любви тайцев к Будде - бесконечное количество храмов, построенных даже в почти необитаемых уголках страны, а также огромное число его изображений и целая армия монахов. Все тайские буддисты мужского пола начиная с 20 лет отбывают хотя бы раз в жизни "духовную повинность", становясь монахами на срок от двух недель до трёх месяцев. Тяготы аскезы с лихвой компенсируются особо почётным статусом монахов. Монахам запрещено заниматься производительным трудом, поэтому они живут фактически на иждивении у прочих граждан Таиланда. Согласно философии буддизма, всякому, кто подаст монаху, это доброе дело зачтётся в будущей жизни, Так что оба, подающий и принимающий, в результате квиты и довольны друг другом.

В Тайланде очень уважают духов, боятся их рассердить и как могут выпрашивают у них милости. Перед домами, в садах отелей и даже перед учреждениями они ставят "домик духа": так они заманивают этого духа охранять территорию, а чтоб сторож не спал и был добрым приносят ему еду и питьё, цветы и ароматные палочки.

Как настоящие буддисты, тайцы уважают также старших, учителей и частную собственность. И необыкновенно почитают своего монарха и членов его семьи. Все они считаются священными особами. День основания царствующей династии, дни рождения короля и королевы Таиланда отмечаются как национальные праздники. Придворный этикет предполагает, что монарха нельзя трогать, то есть к нему нельзя физически прикасаться.

У тайцев сильно развито чувство собственного достоинства, которое проявляется и во внешности, и в поведении (это очень заметно в сфере сервиса, где трудится большинство тайцев). Они услужливы, но эта услужливость никогда не доходит до самоунижения. Что бы вы им не подарили - матрёшку или самовар, - будьте уверены, рано или поздно это появится на местном рынке. И вовсе не ради бизнеса, а в силу привычки.

Родина сиамских близнецов и голубоглазых сиамских кошек несколько раз меняла имена. Древняя история Тайланда окутана тайной: точных сведений о возникновении народа таи нет. По некоторым предположениям, одно из племён спустилось к Сиамскому заливу из китайской провинции Сычуань. В год, когда степная Орда напала на Русь (1238г.), таи основали первую столицу своего королевства - Сукотаи, продержавшуюся всего 150 лет. Её поглотило другое тайское королевство - Аютайя. Оно продержалось более четырёх веков, за это время в нём правили 33 короля, а одноимённая столица стала одним из самых больших городов в мире. Именно Аютайя установила в XVI веке первые дипломатические и торговые отношения с европейцами, для начала - с мореходами-португальцами.

Аютайя постоянно вела войны со своими соседями: то с великой империей кхмеров, то с королевством Бирма. В 1767 году бирманское войско сожгло Аютайю дотла. Это был чёрный день в истории Тайланда: никто не мог сказать, возродиться ли снова независимое государство. Но 500 тайских военных бежали в Кампучию и там стали провозглашать своих лидеров королями. Возведённый на престол в 1782 году генерал Пья Чакри, названный Рамой I, положил начало царствующей ныне династии и основал современную столицу Таиланда - Бангкок.

Не последнюю роль в сохранении независимости Тайланда сыграла Россия, дипломатические отношения с которой были установлены в 1896 г. Однако добрые отношения между Россией и Сиамом, точнее, между двумя монархами начались за несколько лет до этого. В 1883 году царевич Николай, будущий российский император Николай II, совершал большое путешествие вокруг света. После посещения Японии и Индии он добрался до Таиланда, где был встречен с королевскими почестями королём Рамой V. Монархи очень понравились друг другу и быстро подружились. Сами тайцы трактуют эту дружбу как сближение Востока и Запада. В 1886 г. Рама V в сопровождении принца Ваджиравуты нанёс ответный визит в Петербург. А через десять лет его второй и любимый сын Чакрабонкс, который до этого учился несколько лет в Англии и жил в семье среднего достатка, сопровождал в Россию сиамского посла. В Петербурге он был размещён в Зимнем дворце, в апартаментах для царственных особ, и это разительно отличалось от того, что он имел в Англии. Сразу после приезда он был представлен Николаю II и вскоре поступил в пажеский корпус, который закончил в 1902 г. Принц быстро освоил русский язык, проникся русской культурой, очень любил смотреть балет, в особенности Матильду Кшесинскую, и даже сам выступал в некоторых спектаклях, порой переодеваясь в женскую одежду. В 1905 г. он встретил Екатерину Десницкую, дочь судьи из украинского города Луцка, и они тайно поженились. Когда в Бангкоке узнали про брак, принц был лишён права на престол. В 1907 г. у них родился сын - принц Чува, которого у родителей отобрали и воспитывали в королевской семье. В 20-е годы дворцовые интриги привели к разводу. Екатерина уехала в Шанхай, где и прожила до конца жизни. Принц Чува прожил спокойную жизнь при дворе и умер в 60-е годы.